Ассортимент розничного магазина в УТ 11

календарь 19.12.2019 календарь 1621

Управление ассортиментом розничного магазина. Установка квот ассортимента, ввод и вывод товаров из ассортимента, анализ результатов с помощью отчетов.

Содержание

Смотреть видео

В этом уроке затронем еще одну непростую тему - управление ассортиментом.

Ассортиментом будет называть совокупность всех товаров, доступных для продажи в конкретной торговой точке (в конкретный момент времени). Понятие ассортимента неразрывно связано с товарными категориями, брендами (марками) и форматами магазинов.

Для примера представим себе ситуацию: у компании есть небольшой торговый зал и отдельный склад для хранения остатков товаров. Торговый зал небольшой по площади и очень важно, чтобы товары в нем были представлены равномерно (в идеале, чтобы на витринах были товары всех брендов и всех товарных категорий). Но время от времени случаются разные ситуации, когда например, товаров одного бренда нет совсем, а другой бренд представлен больше чем нужно. Необходимо обеспечить маркетологу возможность оперативно отслеживать такие коллизии и их исправлять.

Настройка управления ассортиментом

Первым делом включим использование ассортиментного учета в настройках программы.

раздел НСИ и администрирование

Включаем следующие флаги:

управление ассортиментом,

товарные категории - дополнительный классификатор номенклатуры, разрез ассортиментного учета,

управление коллекциями - для управления и анализа продаж сезонных товаров (рассмотрим в следующем уроке),

форматы магазинов - классификатор типов розничных магазинов, еще один разрез ассортиментного учета.

настройки управления ассортиментом

Убедитесь, что в номенклатурных карточках заполнена товарная категория и марка.

заполнение товарной категории и бренда

Основная нормативно-справочная информация располагается в настройках раздела CRM и маркетинг.

раздел CRM и маркетингнастройки ассортиментной политики

Форматы магазинов

В случае если у предприятия есть торговые точки разных форматов (по размеру, по продаваемым товарам) то следует их распределить по форматам.

склады с привязкой к формату

На вкладке Классификатор форматов магазинов создадим новый формат.

настройки формата магазина

В настройках заполняются:

  • наименование,
  • розничный вид цен, используемый при продаже в магазинах текущего формата,
  • плановое количество ассортиментных позиций,
  • минимальная и максимальная площадь торгового зала,
  • технология размещения товара и обслуживания покупателей - текстовое произвольное поле,
  • Целевое местоположение и группы покупателей - место на карте города, где лучше всего размещать магазины этого формата, а также целевая аудитория таких магазинов.

После создания формата нужно соотнести его с нужной торговой точкой.

список складов предприятия

При создании соответствия склада и формата нужно указать дату начала действия и необходимость контроля ассортимента. При включенном контроле вы не сможете продать товар с выбранного склада, если он не включен в ассортимент.

соответствие формата магазина и склада

Подобное ограничение касается только продаж через чеки ККМ, в оптовых продажах таких ограничений нет.

Квоты ассортимента

После определения формата для торговой точки нужно задать квоты ассортимента, т.е. определить плановое количество номенклатурных позиций, входящих в ассортимент магазинов этого формата. Т.е. нужно установить, что именно должно по плану быть представлено в магазинах текущего формата. Количество будем задавать в разрезе товарных категорий и брендов.

Создаем новый документ Установка квот ассортимента. В шапке выбираем дату начала действия и формат магазина.

установка квот ассортимента

Для заполнения табличной части документа воспользуемся одной из функций заполнения - дополнить всеми доступными категориями.

заполнение квот всеми доступными категориями

Программа добавила в табличную часть все товарные категории, созданные в информационной базе. Удалим ненужные. По умолчанию детализация товарных категорий по маркам не происходит (создается одна запись для всех брендов сразу). Поэтому если хотим установить квоты на конкретные бренды, выделяем нужную товарную категорию и жмем Добавить марку.

добавить марку для установки квот ассортимента

В результате получится такая картина.

установка квот по брендам товаров

Проводим и закрываем документ. При необходимости можно менять значения квот, не чаще одного раза в месяц.

Изменение ассортимента

Мы определили, какие именно товарные категории, какие бренды и в каком количестве должны быть представлены в нашем магазине.

Следующий шаг - детализировать информацию до конкретных номенклатурных позиций, т.е. настроить какие именно товары входят в ассортимент магазина.

Это делается с помощью документа Изменение ассортимента.

где найти изменение ассортимента

Создаем новый документ, в шапке выбираем нужный формат магазина и операцию Изменение ассортимента.

создание документа изменение ассортимента

Жизненный цикл товаров в ассортименте магазина включает в себя:

  • ввод в ассортимент,
  • закупка, продажа,
  • изменение состояния,
  • вывод из ассортимента (разрешены только продажи),
  • отзыв товара из магазина (когда запрещены продажи).

В зависимости от нужной стадии выбираем этап в настройках документа, доступен выбор из следующего списка:

виды этапов изменения ассортимента

В случае ввода товара в ассортимент можно выбрать вариант Ввод в ассортимент (разрешены закупки и продажи) или Ввод в ассортимент с отсрочкой. Второй вариант выбирают на стадии предварительного формирования ассортимента, когда продажи по товару еще не разрешены. В таком случае для дальнейшего старта продаж создают дублирующий документ с выбором значения этапа Изменение состояния ассортимента (разрешены закупки и продажи).

Теперь нужно подобрать конкретные товарные позиции в документ, удобнее всего это делать при помощи команд заполнения документа. Воспользуемся командой Подобрать товары по категориям.

заполнение товаров для ввода в ассортимент

Здесь в правой части расположена таблица с информацией о квотах (плановом количестве товара по товарным категориям и брендам) и количество товаров, фактически подобранных ранее (колонка Наполн.) или подобранных в текущем документе (колонка Наполн. + Подобрано). Наша задача - подогнать фактическое количество к плановому (или максимально приблизить). Для этого кликаем по номенклатуре в левой части формы. В результате она перемещается в нижнюю таблицу, и увеличивается значение в колонке Наполн. + Подобрано.

подбор товаров по категориям

В результате форма должна выглядеть примерно так.

подбор товаров для ввода в ассортимент.

Для каждого товара можно установить рейтинг продаж (справочная информация, необходимая для более детального планирования продаж).

Роль ассортимента указывается для каждого товара (по умолчанию подставляется значение Дополнительный ассортимент). Она никак не влияет на товародвижение, а предназначена как дополнительный статистический разрез для маркетолога.

Вид цены в теории должен определять продажную цену в чеке ККМ.

Однако установка значения вида цены, отличного от розничного вида цены склада не привела к ожидаемому результату - при добавлении товара в чек ККМ вид цен заполнился из настроек склада. Возможно, я что-то сделал не так (если вам как-то удастся решить этот вопрос, дайте подсказ).

ввод товаров в ассортимент

Анализ данных в отчетах

После ввода товаров в ассортимент можно посмотреть данные в отчетах этой подсистемы.

отчеты по ассортименту

Первый отчет Анализ ассортимента - удобный рабочий инструмент для маркетолога. Покажет по каким товарным позициям есть расхождения по наполненности (количество введенных в ассортимент позиций) и представленности (количество различных номенклатурных позиций на остатке склада) с установленными квотами.

анализ исполнения ассортимента

Второй отчет Динамика ассортимента и продаж выведет сравнительный анализ продаж за два периода в разрезе товарных категорий.

динамика ассортимента и продаж

Отчет Текущая наполненность ассортимента выводит информацию о товарных позициях, введенных в ассортимент. Для каждой номенклатуры указана роль и стадия ассортимента (возможность оформлять закупки и продажи).

текущая наполненность ассортимента

Отчет Текущие квоты ассортимента выводит плановые значения квот с детализацией по видам номенклатуры и товарным категориям.

текущие квоты ассортимента

Теперь продать в магазине товар, не входящий в ассортимент, не получится.

нельзя продать товар вне ассортимента

Для изменения параметров товара из ассортимента (рейтинг продаж, роль ассортимента, вид цены продажи) создается отдельный документ с этапом Изменение состояния ассортимента.

изменение состояния ассортимента

При необходимости на основании документа можно сформировать следующие документы:

  • заказ на внутреннее потребление - если товар необходимо вывести из ассортимента и списать на расходы,
  • заказ на перемещение - если товар надо переместить на другой склад (при выводе из ассортимента),
  • заказ поставщику - если необходимо произвести закупку товаров.
ввод документов на основании изменения ассортимента

В следующем уроке будем разбираться с коллекциями товаров.

Капча введена неверно Введите капчу